Главная | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Статьи [234]
Мини-чат
Наш опрос
Тематика будущей газеты для сайта!!!
Всего ответов: 247
Главная » Статьи » Статьи

Mass Effect

Спрыгивая со ступенек посадочного модуля на пыльную поверхность голливудского павильона, в котором NASA инсценировало высадку на Луну (это наш рецензент так шутит, можно не обращать внимания – прим. ред.), астронавт Нил Армстронг сказал: «Это маленький шажок для человека, но огромный скачок для человечества».

С Mass Effect все наоборот: это огромное достижение для Bioware и большое событие в мире игр, но одновременно лишь маленький шажок к тому, чтобы когда-нибудь поставить интерактивные развлечения вровень с другими видами искусства. Соблазн сравнить ME c хорошим фильмом уже велик, однако их сравнение все еще оставляет игре мало шансов.

И пока до «Оскаров» и Канн геймдизайнерам далеко, поговорим о том, что Mass Effect представляет собой не как произведение искусства, но как RPG.

Первое впечатление от Mass Effect – «Да мне здесь все знакомо!» Действительно, те, кто играл в Knights of The Old Republic, почувствуют себя как дома. Типажи героев, геймплей, изобразительный стиль, диалоги, квесты, оформление интерфейса – перечень сходств попросту необъятен.

Тем не менее это не означает, что авторы создали ME на одном самоцитировании. Скорее, это похоже на встречу с сыном человека, которого хорошо знал: множество знакомых черт у совершенно другой личности. Впечатление же от ознакомления с игровой механикой лучше всего выражается фразой из известного анекдота про Ворону и Лису: «Да, подсократили басню-то!»


Управление экипировкой команды упрощено до предела: вот вам список оружия, а вот – оборудования, а еще получите список апгрейдов. Все аккуратно рассортировано, легко сравнивается, нехитро устанавливается, просто заменяется. Боеприпасы никогда не заканчиваются, и снимать скрюченный палец со спуска заставляет только перегрев оружия при непрерывной стрельбе.

Не нужно шарить по трупам, собирая ценные вещи: убил врага – и трофеи с него сами собой оказались у тебя в инвентаре, а на счет поступило некоторое количество денег. Удобно, но иногда от несоответствия «лута» ситуации слегка коробит. К примеру, прошла проверка «Нормандии», и по окончании беседы в инвентарь зачем-то добавилась граната – не иначе, инспектирующий адмирал именную подарил. А дозы меди-геля, человеческая броня или медицинские апгрейды, которые регулярно «вываливаются» из противников-машин (интересно, зачем они им?), вообще здесь в порядке вещей.


Разнообразного оружия и снаряжения «в поле» можно добыть сколько угодно, иногда попадаются очень удачные образцы, поэтому вполне реально пройти всю игру, ни разу не заглянув к торговцам. Наверное, это все-таки следует считать недостатком. Но куда большей проблемой является отсутствие возможности скопом перерабатывать лишние предметы. Всякое барахло валится со всех сторон как из рога изобилия – речь идет о десятках вещей после крупных стычек, и на утилизацию каждой ненужной требуется минимум три клика мышью. Разумеется, это сильно надоедает.

http://download.gameland.ru/filestorage/000096/efs095079/1813adc23d05180ab8f4367cdf9869c5/mass-effect_pc-10.jpg

Ролевую систему примитивной не назовешь, однако она имеет свои особенности. В отличие от многих других RPG, где параметры персонажей прокачкой улучшаются многократно (начал задохликом – закончил супергероем), в Mass Effect удается добиться только приблизительно 30-процентного роста по каждому из показателей. Основной вклад в повышение крутизны героя вносят оружие и экипировка – вот они-то способны дать прирост в сотни процентов. По этой причине повторно пройти игру можно даже с уже прокачанным персонажем, правда, от этого мало что изменится, поскольку ME тщательно дозирует характеристики выдаваемого нам «железа» в зависимости от стадии прохождения. Это не значит, однако, что развитие героя бесполезно: по мере роста характеристик также открываются или улучшаются дополнительные навыки и способности, которые могут оказаться весьма кстати в бою.

Сражения в игре очень быстрые, а по боевому геймплею Mass Effect напоминает, скорее,  – тут тоже надо расстреливать очень шустрых и резких противников, активно помогая себе «техномагией».

Если помните, разработчики PC-версии сделали особый упор на переработку интерфейса, который позволил бы более гибко, удобно и эффективно управлять действиями группы. Результат налицо: интерфейс с «умной паузой» действительно удобен, интуитивно понятен и по-хорошему незаметен. Загвоздка лишь в том, что сама игра создает мало поводов для того, чтобы задействовать его «на всю катушку».

Возможно, поначалу геймер и вправду с непривычки или в силу недостатка огневой мощи будет тратить время на тщательную расстановку подчиненных и постоянный контроль над их действиями. Но стоит немного освоиться – и на такие глупости отвлекаться уже неохота, да и незачем. Mass Effect даже на тяжелом (Hard) уровне легко и непринужденно проходится в состоянии полной расслабленности ума (видимо, поэтому для любителей поднапрячься припасены еще два зубодробительных уровня сложности).

Все дело в том, что правильно подобранная, прокачанная и экипированная партия превращает Mass Effect из «Биошока» в чистый «Дум» – знай себе беги вперед и жми на спуск, расстреливая появляющихся противников. Doom даже разнообразнее будет – там иногда патроны заканчиваются и приходится переключаться на другое оружие. А здесь и с амуницией проблем нет, и всю игру вполне можно пробегать с одним и тем же пистолетом или штурмовой винтовкой (не забывая их апгрейдить время от времени).

Радикальному упрощению (здесь вполне может быть уместным страшное ругательство «оказуаливание») проекта очень способствует сообразительность управляемых компьютером соратников. В играх прошлого, где напарники регулярно и отчаянно «тупили», приходилось следить за каждым их шагом, иначе результат был печальным. В Mass Effect коллеги действуют достаточно разумно и самостоятельно, активно используя спецспособности (если включен соответствующий пункт в настройках). Конечно, гениями тактики их не назовешь – особенно это заметно в условиях ограниченного пространства, где напарники, случается, застревают, пытаются вести огонь сквозь стену или, что еще хуже, сквозь командира. Но это случается не так часто, обычно же сотоварищи радуют. Бывает, только подумаешь, что вон тех чудиков неплохо бы отправить в полет своей биотической силой – а они уже плывут в воздухе, неспособные пошевелить конечностями: Лиара постаралась, хорошая девочка.

http://download.gameland.ru/filestorage/000096/efs095084/9991f16c64b3c88936923ab9b3fe6b70/mass-effect_pc-15.jpg

Проблема смерти соратников решена по-современному либерально. Вам не придется грустить, нажимая кнопочку «Load», о том, что любимую автоматчицу или биотичку размазала по стене шальная ракета. Как только стычка заканчивается, павшие члены команды автоматически «возвращаются с того света» с небольшим запасом здоровья. А развив способность «Агент СПЕКТР», вы сможете воскрешать их даже во время боя, и чем сильнее прокачан этот навык, тем в лучшем состоянии бойцы вернутся в строй.

Подобно KoTOR, авторы дают геймеру возможность разрешать встающие перед ним проблемы как «добрыми», так и «злыми» методами – оба пути эффективны, хотя и не в одинаковой степени. К сожалению, если избрать более продуктивный «светлый путь», придется в очередной раз наблюдать победу добра над разумом: Шепард делает, в общем-то, правильные вещи правильным способом, но изъясняется при этом как кот Леопольд, принятый Тимуром в его команду для участия в реалити-шоу: «Пионер, ты ребятам пример!». В его словах и делах нет ни тени иронии, сарказма, двусмысленности – в результате положительный персонаж выходит незатейливым и прямолинейным как рельса. Попробовать спастись от сводящей скулы «правильности» можно – достаточно прокачать навык «Устрашение» и перестать заботиться о своей репутации героя-спасителя Галактики.

Для игроков, которые время от времени не боятся «показать зубы», разработчики припасли несколько сюрпризов: не всегда (хотя и часто) агрессия и нажим приводят к адекватному ответу и последующему смертоубийству. К сожалению, Mass Effect не слишком балует богатством выбора: герой либо читает окружающим лекции на тему «Ребята, давайте жить дружно, медленно положим оружие на пол, и никто не пострадает», либо без лишних рассусоливаний посылает врагов в пешее эротическое путешествие, дает в морду или жмет на спуск.

http://download.gameland.ru/filestorage/000096/efs095074/ca0c93794db3e1db344bac7fe13af246/mass-effect_pc-05.jpg

То есть, конечно, Шепард выглядит орлом и молодцом, но, рассуждая субъективно, заметим, что его образу (хоть в «правильном», хоть в badass-варианте) все-таки не хватает живости. Разработчики хотели изобразить легендарного героя, выше которого только звезды, и они это успешно сделали. Но снизь создатели немного накал пафоса и добавь персонажу чуточку лукавства, игра стала бы намного ярче. Разумеется, никто не требует, чтобы Шепард вел себя как колючий снаружи, но пушистый изнутри House M.D. – это было бы уже слишком, – однако некоторая доля юмора и толика здорового цинизма никогда не вредила даже силам добра.

Отчасти излишнюю прямолинейность Шепарда компенсируют герои второго плана: скажем, посол Удина оказывается довольно-таки непростым перцем, да и товарищи по команде далеко не безнадежны. В лучших традициях Bioware, у каждого из подельников-соучастников есть собственный характер, свое мировоззрение, свои «скелеты в шкафу», большинство из которых выливается в дополнительные квесты, которые мы так любим.

Взять хотя бы крогана-наемника Урдноута Рекса – ведь могут же авторы, когда захотят! Суровый профессионализм, мрачный фаталистический юмор, душевный надлом, скупая смачная речь – все при нем. Его хочется брать с собой на дело, просто чтобы послушать комментарии к происходящему, хотя и как боец Урдноут тоже очень полезен. Но, конечно, с андроидом-убийцей HK-47 из KoTOR ему не сравниться: та отмороженная железяка по-прежнему остается вне конкуренции.

http://download.gameland.ru/filestorage/000096/efs095075/d650894a134454c3f1c8d6c0cede99e7/mass-effect_pc-06.jpg

С большим отрывом за Рексом идут турианец Гаррус, мучительно пытающийся разрешить сложную морально-профессиональную дилемму, и юная кварианка Тали, которую все время хочется попросить «Гюльчатай, открой личико», но такой опции в диалогах нету.

А вот от сержанта Эшли Уильямс одно расстройство: будучи очень красивой женщиной с внешностью итальянской кинозвезды, в двоеборье по солдафонству и занудству Эшли способна заткнуть за пояс самого Шепарда в его «уставной версии». По этой причине отношение к ней двойственное: как говорится, глаза боятся, а руки тянутся. Но те, кого привлекают физически крепкие женщины с характером легкого танка и парой стальных яиц в запасе, будут от Эш без ума. Впрочем, Джейн Шепард – женская версия главного героя – должна понравиться им еще больше.

http://download.gameland.ru/filestorage/000096/efs095080/785c38c65c95289366e1e985fcf60020/mass-effect_pc-11.jpg

С преувеличенной крутизной Уильямс приятно контрастирует душевная мягкость ученой-азари Лиары Т’Сони: она застенчива, искренна, задумчива, чувствительна, тычет в книжку пальчик, верит в гармонию всего сущего и к тому же девственница. Практически тургеневская девушка – если не принимать во внимание столетний возраст, мощные биотические способности и многие десятки убитых врагов на личном боевом счету. Но она же неестественной расцветки и с непонятными «щупальцами» на голове!

В общем, с романтическими делами в ME все сложно, неоднозначно и особо разгуляться не получится – это вам не «Ведьмак», граждане. Тут Галактика в опасности, а вы со своими глупостями…


http://gameland.ru/post/41881/img/Mass-Effect-29.jpg

Точно так же, как Шепард способен повсеместно выбирать между «хорошим» и «плохим» путями, сюжет Mass Effect можно с равным успехом оценивать по-доброму или по-злому. Добродушный критик напишет, что «Сюжет вобрал в себя все лучшее из классических НФ-произведений, которые мы так любим», а злопыхатель, обмакнув перо василиска в черную желчь ведьмы, накарябает: «Сюжет Mass Effect является сборником наиболее распространенных штампов научной и антинаучной фантастики». Что интересно, оба будут совершенно правы (кстати, это хорошая иллюстрация к вопросу «объективности рецензентов»).

Заимствований в сюжете действительно очень много. Наметанный глаз легко заметит «Чужих» и Resident Evil c полагающимися по такому случаю беспринципными корпорациями, Совет и джедаев, армию клонов и червей из «Дюны». К ним прилагаются непременные развалины древней цивилизации со скачущими по ним вооруженными до зубов «археологами», непременное Древнее зло, которое непременно грядет, если чего-нибудь не принять… ой, не предпринять.


http://gameland.ru/post/41881/img/Mass-Effect-36.jpg


И это не говоря уже о бесчисленных реверансах в сторону «Вавилона-5» и других телесериалов-космоопер, а также о Кольце всевластья – правда, оно здесь огромных размеров, летает и дерзко разговаривает, но это точно моя прелесссть, я чувствую это в земле, чувствую это в воде… Для полного комплекта не хватает разве что Хищника и Гарри Поттера – но впереди еще две части, так что всего можно ожидать.

При этом история все равно получилась интересной и захватывающей, а уж под нужды нелинейного геймплея она подогнана просто идеально. По этой причине хочется быть доброжелательным критиком и констатировать: «Да, заимствований много, но все они вполне к месту и делают игру только лучше».

http://download.gameland.ru/filestorage/000096/efs095083/16043012625823002b4c0a577b9016e3/mass-effect_pc-14.jpg

Кроме того, впечатляет проработка мира: в этом Mass Effect не уступает классической НФ-литературе. Детально продумана история множества рас, их жизненная философия, не говоря уже о непростых отношениях между ними или таких обязательных для жанра вещах, как фантастические технологии.

К сожалению, не все аспекты игры могут похвастаться столь тщательной проработкой. Например, если не считать облегающих комбинезонов (за которые, конечно, спасибо), женщины здесь носят всего две с половиной модели одежды: открытое платье, полуоткрытое платье и рабочий унисекс. Создается впечатление, что коварный враг уже поработил Галактику и заменил всех представительниц прекрасного пола роботами – а как иначе объяснить их поголовное согласие ходить в одном и том же, только разного цвета?

Честно говоря, то, что студия Snowball не успела полностью переозвучить игру к релизу, даже радует. Оригинальная озвучка выполнена великолепно, и, при всем уважении к нашим локализаторам, сделать дубляж на том же уровне у них вряд ли получится. Очень трудно будет адекватно воспроизвести глубокий бас Урднота Рекса, внушительный голос адмирала Хэккета или переливчатую сталь, которая слышится в словах Джейн Шепард.

Кстати, при желании можно обойтись вообще без субтитров: актеры читают текст размеренно и разборчиво, поэтому даже люди без достаточной языковой практики, с трудом разбирающие то, что тараторят индусы на BBC, не будут испытывать особых проблем с пониманием на слух.

С другой стороны, сочетание оригинальной озвучки и русских субтитров позволяет легко оценить качество перевода. Оно вполне приемлемо: хоть локализаторы упорно называют дюжины десятками и периодически допускают некоторые другие вольности, в большинстве случаев можно быть уверенным, что в русском переводе получаешь именно то, что было сказано по-английски.

Неприятно задевает разве что произвольное обращение с некоторыми терминами. Например, если бы авторы оригинального текста хотели использовать пошлое сочетание «промывание мозгов» вместо куда более внушительного и подходящего в данном случае слова «индоктринация», они бы, наверное, так и сделали, благо, в английском языке присутствуют и indoctrination, и brainwashing.

Непонятно также, зачем называть fleet «флотилией» - под таковой обычно подразумевается сравнительно небольшое соединение, для которого в английском языке есть обозначения flotilla или small fleet; здесь же речь идет о крупной организационной единице.

И хотя, разумеется, это далеко не единственные примеры «отсебятины», неточного перевода или редакторской небрежности, нельзя сказать, чтобы они как-то особенно повлияли на впечатление от игры.

Сама картинка выглядела бы вполне неплохо и современно, если бы не тени. Динамические тени ужасны, и их лучше отключить сразу, поскольку никакой реалистичности они не добавляют, а все только портят.

Возможно, стоит отключить и motion blur: во-первых, он зачастую работает весьма странно (например, зачем-то «смазывает» персонажей, едущих в лифте), во-вторых, это может положительно сказаться на производительности.

Если оценивать Mass Effect исключительно как CRPG и сравнивать с другими представителями жанра, игра прекрасна, спору нет. Хотя организация геймплея может показаться многим фанатам, мягко говоря, нетипичной, а баланс – странным. В любом случае, мастера из Bioware в очередной раз подтвердили свой статус живых классиков и законодателей моды, которые имеют право на смелые эксперименты.

Однако, если подходить к ME по стандартам лучших образцов «взрослой» развлекательной культуры (литературы, кино), в компанию которых игра явно метит, становится ясно, что пространство для развития все еще огромно: сюжет все-таки вторичен, диалоги отдают прямолинейностью, а драма жидковата. Но впереди еще две части, и, кто знает, может быть, к финалу серии мы увидим нечто по-настоящему впечатляющее и срывающее крышу мира.

Источник: gameland.ru

Видео по игре Mass Effect

Здесь Вы можете посмотреть видео по игре Mass Effect. Мнения о Mass Effect в редакции разделились. Провал года или лучшая RPG современности?
 
Тип ролика:Видео-обзор
Длительность:08:55
Разрешение:720x576; 320x256
Необходимые кодеки:   DivX
Размер файла:268 Мбайт; 25 Мбайт

Мнения о Mass Effect в редакции разделились. Провал года или лучшая RPG современности?



Категория: Статьи | Добавил: crysisthegame (23.06.2008) | Автор: serick
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024