В прошлом году не вышло ни одного шутера, который хотя бы отчасти
можно было назвать революционным. Даже фокусы с гравитацией не смогли
превратить Prey из заурядной стрелялки в образчик дизайнерского
мастерства. Что уж говорить о посредственном Half-Life 2: Episode One,
безликом, сплошь вторичном SiN: Episodes и загубленном цензурой Call of
Juarez. 2007-ой обещает порадовать целой серией громких релизов (читай
вторую тему номера), нас же интересует Crysis. Игра не просто
перспективная, но вознесенная до небес.
Организм, сука, впечатлений не вынес. И теперь беспрестанно ноет:
джунгли, джунгли, джунгли... Глядеть на Crysis сейчас, когда на улице
уже который день не видно солнца и кажется, что оно не появится
никогда, – особенно тяжело. Но мы терпели… Арт-директор проекта Михаил
Хаимзон не стал ходить вокруг да около и показал все самое интересное
сразу – едва мы достали шариковые ручки.
«Вы знаете, в Crysis можно уничтожить буквально любой объект. Взять
хотя бы эту пальму...». Повинуясь командам, персонаж выхватил штурмовую
винтовку, она же SCAR, и короткой очередью рассек ствол надвое.
«Думаете, это все, на что способен движок?». Выстрел, другой. Был и
третий и, возможно, четвертый. Мы перестали считать. Когда пальба
стихла, на экране красовались десятки поленцев разной длины. Михаил
продолжил: «То же самое можно проделать с небольшими ветками. Версия,
которую мы привезли, – не финальная. Порой возникают трудности.
Впрочем, я покажу». И действительно, стоило хорошенько жахнуть,
торчащая из кустов коряга разлетелась в щепки. Честно говоря, мы не
вполне понимаем, зачем шинковать свинцом растительность, когда вокруг
полным полно врагов, но охотно признаем – физика у CryEngine 2
действительно превосходная. Впрочем, не только физика. Движок
поддерживает все новомодные графические эффекты: мягкие тени, блур,
шейдеры второй, третьей и четвертой версий, динамическую смену дня и
ночи; отлично работает со светом и нагнетает необычайно пушистые
облака.
К сожалению, мы не смогли оценить превосходство десятого DirectX –
именно его использует Crysis – над девятым. Многопользовательский
уровень, показанный на Games Convention, а затем и у нас, на
«ИгроМире», создавался на основе Direct3D 9. В данный момент даже сами
разработчики не знают, как будет выглядеть игра ближе к релизу. И едва
ли узнают раньше, чем в продажу поступит Windows Vista (30 января). Что
до нынешних красот, то они едва ли впечатлят поклонников Far Cry.
Отличия, безусловно, есть – все-таки проекты разделяют два года – но уж
слишком они незначительные. Сразу и не приметишь, что листва на пальмах
не топорщится, как раньше, но изящно нависает. А небесно-голубой океан
отныне населяет разномастная живность, в том числе и акулы. Как
подметил Михаил, «игроков зачастую интересуют те элементы дизайна,
которые совершенно не влияют на геймплей. Океан – один из них». Едва ли
мы будем охотиться на врагов под водой – инопланетяне, впрочем, как и
корейцы, предпочитают сражаться на суше – но все же приятно, что такая
возможность учтена. Многогранность – один из важнейших признаков шутера
нового поколения.
Все-таки надо обладать недюжинным талантом и приложить немало сил,
чтобы превратить затертый штамп, игру про пришельцев, в захватывающее
действо. Одной лишь броской картинки для этого мало. Half-Life 2, Prey
и в некотором роде Quake 4 (сцена расчленения главного героя
бесподобна) приучили нас любить в шутерах сюжет. Не отстает от них и
Crysis.
Игровой процесс можно условно разделить на три части. В первой отряд
специального назначения US Delta высаживается на островах Спратли в
Южно-Китайском море, сражается с регулярными войсками Северной Кореи и
в итоге обнаруживает упавший метеорит. Во второй метеорит оборачивается
здоровенным (более 2 километров в высоту) космическим кораблем
неземного происхождения. Мало того, он источает энергетическое поле,
превращающее живописный остров в безжизненный ледник. Корейцы и
американцы объединяются для борьбы с инопланетянами. В третьей части
главный герой пытается уничтожить врага на его же территории, то есть
внутри звездолета, где напрочь отсутствует гравитация.
Что касается мультиплеера, то здесь находок куда меньше, нежели в
сингле. Гуманоидов нет. Сражения в основном проходят в привычных по
Battlefield условиях. В разных точках карты расположены контрольные
точки. Каждая из сторон старается их захватить и удержать в течение
определенного времени. Или же, в случае с Power Struggle, сражается за
одно строение, в котором можно покупать военную технику и оружие.
Помимо битвы за ключевые пункты намечены классические режимы
Tactical Deathmatch и Tactical Capture the Flag. Ничего примечательного
в них нет, за исключением приписки Tactical в названии. Но не стоит
понимать ее буквально. Усиленно думать в игре не придется, просто
разработчики еще раз хотят подчеркнуть, что Crysis поддерживает
несколько способов ведения боя: стремительный, в котором персонаж
полагается на разящие удары кулаками, защитный, рассчитанный на
использование снайперской винтовки и усыпляющих пуль, а также
традиционный – с применением крупнокалиберных пулеметов, пистолетов и
гранат. Все это многообразие стилей в первую очередь обеспечивает
специальный костюм (Nano-Muscular Suit). Стоит выбрать в меню особый
режим, и герой побежит быстрее ветра (при этом очертания картинки
слегка замылятся) или же станет на время невидимым, как Хищник. Также
можно повысить силу персонажа, что позволит ему двигать тяжелые
предметы. Если хочешь узнать, как выглядит эта чудо-броня, обрати
внимание на мужчину с обложки.
УМНЫЙ CRYSIS
После знакомства с F.E.A.R. Extraction Point, одним из лучших
шутеров уходящего года, нас в первую очередь волновало, что сможет
противопоставить ему Crysis. Кроме отменного дизайна уровней,
разумеется. Михаил Хаимзон ловко ушел от ответа. Он не стал сравнивать
проекты. F.E.A.R. – шутер компактный, коридорный. Crysis, напротив,
тяготеет к открытому пространству. А стало быть, использует самобытную
систему AI.
Чтобы максимально приблизить виртуальные бои к настоящим,
разработчики из Crytek поставили каждому игровому персонажу
определенную задачу, в рамках которой он и волен действовать. Скажем,
часовой будет тщательно осматривать окружающую территорию, но свой пост
покинет только в том случае, если приметит чужака, то есть главного
героя. Так что при должной сноровке ты сможешь перебить любую охрану,
не привлекая к себе внимания.
С инопланетянами ситуация иная. Как только они хорошенько заморозят
остров, геймплей изменится в корне. Ранее реагировавшие на мельчайшие
движения ветки и листья более не смогут известить тебя о скором
приближении врага. Придется как следует навострить уши. Ведь пришельцы
носят громоздкие защитные костюмы, и лед под их тяжелой поступью будет
трескаться.
Еще одна трудность, с которой ты обязательно столкнешься в условиях
пониженных температур, – постоянные поломки оружия. В самый
ответственный момент пушка может отказать, и тебе ничего не останется
делать, как броситься на противника с кулаками. Кстати, при правильном
режиме нано-костюма один молодецкий апперкот отправит гуманоида на
встречу с богом. Или в кого там верит иноземная тварь?
ВМЕСТО ОЦЕНКИ
Шумиха вокруг многообещающего творения франкфуртской студии
поднялась сразу после анонса. В итоге дошло до того, что энтузиасты из
Polishing Weevils, известные по моду Obsidian Edge
(www.obsidianedge.net) для Far Cry, уже вовсю корпят над аналогичным
дополнением для Crysis. Цели у команды нешуточные – превратить
фантастический боевик во взаправдашний тактический шутер. Умельцы
подготовили внушительный дизайнерский документ и в данный момент ведут
переговоры с Crytek.
Однако радоваться пока особенно нечему. Как показала представленная
на «ИгроМире» версия, едва ли Crysis поступит в продажу грядущей
весной. Кроме того, чувства, что перед нами шутер будущего, не
возникает. Мы не видели игру целиком и лишь отчасти представляем, как
будут связаны воедино ниточки геймплея. И смогут ли разработчики вообще
их связать. Но есть предчувствие. Приятное, едва уловимое. Предчувствие
очень дорогого, очень модного проекта, который обязательно выйдет.
Пускай не весной, но в этом году – наверняка.
Движок поддерживает все новомодные графические эффекты: мягкие тени, блур, шейдеры четвертой версии
Помимо битвы за ключевые пункты намечены режимы Tactical Deathmatch и Tactical Capture the Flag
СДЕЛАНО В КОРЕЕ
Как и положено современному шутеру, Crysis предлагает множество
видов огнестрельного оружия: американского и корейского производства.
Причем некоторые стволы можно модернизировать прямо по ходу игры.
Например, штурмовые винтовки FY71 и SCAR поддерживают различные
боеприпасы: от патронов калибра 7.62 до зарядов со снотворным. Чтобы
преобразовать пушку, надо вызвать специальное меню и выбрать нужный
гаджет (оптический прицел, подствольный гранатомет, глушитель).
Помимо экзотических пейзажей разработчики из Crytek гордятся
необычайно достоверными моделями бронетехники. Столь скрупулезным
вниманием к деталям не может похвастаться даже Battlefield 2. Мы воочию
наблюдали, как громоздкий танк продирался сквозь джунгли. При этом
гусеницы не поглощали лежащие на просеке камни, как зачастую бывает в
других шутерах, но наползали на них и затем сминали. Также стоит
отметить, что управлять стальной махиной необычайно просто. Курсорные
клавиши отвечают за движение, мышка – за башню или пулемет.
ХЛЮПИКИ ИЗ КОСМОСА
Пришельцы – существа нежные. Земной климат для них смертелен. Именно
поэтому они предпочитают отсиживаться у себя на корабле. Вместо них в
бои идут безжизненные машины. Те редкие представители инопланетной
расы, что выбираются за пределы звездолета, носят специальные костюмы.
Кроме того, вместо привычного для людей огнестрельного оружия
захватчики используют энергетические пушки. Одна из них превращает
врага в глыбу льда, другая создает крошечные черные дыры. Ты также
сможешь воспользоваться суперпушками, если одолеешь их владельцев.
CRYSIS БЕЗ WINDOWS VISTA
По словам Михаила Хаимзона, чтобы запустить Crysis, вовсе не
обязательно покупать дорогостоящее железо. Минимальные системные
требования таковы: Процессор 3.0GHz, 1Gb RAM, 3D-ускоритель (256Mb) и
6GB свободного места на диске. Что касается Windows Vista, то можно
обойтись и без нее. Игра поддерживает Windows XP с девятой версией
DirectX. Правда, сделав ставку на проверенную годами операционную
систему, ты рискуешь не увидеть графические изыски DirectX10. Но так ли
они важны для геймплея?
И кое-что о Crytek !
Компания Crytek – наглядный пример успешного семейного бизнеса в
игровой индустрии. Семь лет назад (в 1999-м) ее основали три брата –
Кеват, Авни и Фарук Йерли (Cevat, Avni и Faruk Yerli). Под их знаменами
объединились более сотни высококлассных специалистов, выходцев из двух
десятков разных стран. Если ты вдруг окажешься в немецком городе с
длинным названием Франкфурт-на-Майне, то сможешь лично познакомиться с
коллективом – офис находится именно там. Правда, в обозримом будущем не
исключен переезд Crytek в другую страну, но об этом чуть позже.
АКУЛЫ БОЛЬШОГО БИЗНЕСА
Сегодня сотрудники компании не покладая рук корпят над «интуитивно
понятным интерфейсом», «инновационным стилем» и «революционной
графикой». Таковы, по мнению самих разработчиков, главные особенности
их проектов. А ведь начиналось все с простого видеоролика,
изготовленного по заказу nVIDIA для демонстрации богатых возможностей
ее видеокарт. Пожалуй, даже сами «крайтековцы» не подозревали, что
небольшая зарисовка выльется в целый проект, который впоследствии
станет хитом и заложит основу для новых шедевров. Всерьез взяться за
разработку Far Cry коллектив студии решил после публичной демонстрации
ролика. Прогулка динозавра по тропическому острову произвела фурор: ни
одна игра в начале XXI века не могла похвастаться такими
правдоподобными джунглями и столь высокой детализацией.
По-настоящему новаторская технология получила имя CryENGINE и через
пять лет после рождения Crytek обернулась экшеном Far Cry. Издателем
проекта выступила Ubisoft, разглядевшая потенциал студии и
вознамерившаяся хорошенько на ней заработать. Однако отношения не
сложились: «крайтековцы» решили прекратить сотрудничество с прежним
партнером. Свято место пусто не бывает, поэтому долго искать другого
издателя команде не пришлось. Свои услуги предложила небезызвестная
Electronic Arts, и стороны подписали договор.
Но и Ubisoft не осталась у разбитого корыта. К ней перешла лицензия
на всю интеллектуальную собственность, связанную с Far Cry, включая
право выпускать адд-оны и сиквелы, а также использовать CryENGINE Far
Cry Edition на свое усмотрение. Из-под пера Ubi уже вышли Far Cry
Instincts и Far Cry Instincts: Evolution на Xbox, а в конце декабря
2006 года появится Far Cry: Vengeance для Wii – новой консоли Nintendo.
Глядишь, и мы с тобой когда-нибудь дождемся полноценного сиквела.
Информация о Far Cry 2 уже просочилась в сеть, другое дело – что это
будет за проект? Ведь Ubisoft придется создавать его своими силами, а
сможет ли издатель без помощи Crytek улучшить графический движок – тот
еще вопрос.
Немецкая студия тем временем уже смастерила CryENGINE 2 и при
содействии EA вовсю трудится над Crysis. Отношения с новым партнером,
впрочем, тоже не обошлись без заминок. Осенью пошел слух, будто
Electronic Arts собирается заполучить компанию в собственность.
Учитывая, что незадолго до этого издательство купило студию Phenomic
(тоже, кстати, из Германии), информация казалась вполне правдоподобной.
Однако Crytek до сих пор сохраняет независимость, а EA упорно
опровергает всяческие сплетни.
Хотя в свете последних событий слияние студии и крупной компании
видится не такой уж плохой перспективой. В конце концов, издательство
могло бы предоставить коллективу новый офис за пределами Германии, а
ведь переезд вполне вероятен. Дело в том, что немецкое правительство
всерьез подумывает запретить экшены. Дважды в этом году страну потрясли
шокирующие инциденты, удивительно похожие друг на друга. В апреле и в
ноябре психически неуравновешенные субъекты, используя огнестрельное
оружие, учинили форменную бойню в школах. В обоих случаях эксперты
пришли к заключению, что неконтролируемая агрессия отчасти вызвана
экшенами – преступники всерьез увлекались виртуальными боевиками.
Ну а если в Германии запретят FPS, то Crytek с ее Crysis, одним из
самых ожидаемых проектов жанра, придется несладко. Собственно, студия
уже сидит на чемоданах. Кеват Йерли с экрана телевизора во всеуслышание
заявил, что его компания не останется на территории государства,
которое препятствует созданию и распространению экшенов. Crytek готова
покинуть страну, но как это скажется на судьбе Crysis, остается только
гадать. И давай скрестим пальцы, чтобы все обошлось!